Автор | Сообщение |
А
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 145
Зарегистрирован: 26.05.07
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 24.02.08 21:25. Заголовок: Детектив: история и теория.
В эту тему я предлагаю помещать любую интересную "теоретическую" информацию о детективе. Иногда это бывает довольно интересно ...
|
|
|
Ответов - 74
, стр:
1
2
3
4
All
[только новые]
|
|
А
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 146
Зарегистрирован: 26.05.07
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 24.02.08 21:27. Заголовок: Недавно познакомился..
Недавно познакомился с известной книгой американского культуролога John G. Cawelti Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture (1976) пара глав которой посвящена детективу. Отталкиваясь от рассказов Э. А. По автор предполагает существование формулы classical detective story (глава 4), отраженной в: 1) situation – нераскрытом преступлении, как правило убийстве; 2) pattern of action, состоящий из шести этапов: a) introduction of the detective; b) crime and clues; c) investigation; d) announcement of the solution; e) explanation of the solution ; f) denouement. 3) characters and relationship четырех типов: a) the victim; b) the criminal; c) the detective и d) those threatened by the crime but incapable of solving it. 4) setting. Расширенное толкование некоторых аспектов classical detective story предложу несколько позднее.
|
|
|
доктор Фелл
|
| |
Сообщение: 3144
Настроение: Всегда отличное
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Израиль
Репутация:
3
|
|
Отправлено: 24.02.08 21:29. Заголовок: А Это отличная идея...
А Это отличная идея. Но не все же знают английский
|
|
|
|
Отправлено: 25.02.08 16:09. Заголовок: А меня все время дра..
А меня все время дразнит. Приводит высказывания из англоязычной околодетективной публицистики. А вообще тема интересная.
|
|
|
|
Отправлено: 25.02.08 17:25. Заголовок: Зато будет хороший с..
Зато будет хороший стимул выучить английский язык!!!
|
|
|
Olya
|
| |
Сообщение: 13
Зарегистрирован: 03.05.07
Откуда: Moscow
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 25.02.08 17:53. Заголовок: А, что пишут про ат..
А, что пишут про атмосферу?:) Очень интересно:) Люблю хорошую атмосферу и сеттинг:) И не читали ли вы случайно Patricia Highsmith "Plotting and Writing Suspense Fiction"? Спасибо!:) Возможно все знают, но на всякий случай:) http://detective.gumer.info/text.html - на этой страничке есть несколько интересных эссе о детективах, в том числе о теории. Из прочитанного понравились Борхес, Чандлер и Эко. И Автобиография Агаты Кристи, хотя теории там нет, одна практика:)
|
|
|
ehwaz
|
| |
Сообщение: 858
Настроение: уже лучше
Зарегистрирован: 26.10.06
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
2
|
|
Отправлено: 25.02.08 18:51. Заголовок: Olya Спасибо за ссы..
|
|
|
А
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 147
Зарегистрирован: 26.05.07
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 25.02.08 19:23. Заголовок: Я некоторую информац..
Я некоторую информацию туда сбрасываю. Свежий вариант на "Гумере". А Хайсмит не читал и даже не слышал, поищу при случае.
|
|
|
А
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 148
Зарегистрирован: 26.05.07
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 25.02.08 19:39. Заголовок: Есть такой термин - ..
Есть такой термин - "Mayham Parva" (см. C. Watson Snobbery with Violence). Действие в детективе, принадлежащем т. н. школе "Mayham Parva", происходит в местности, находящейся где-то между деревней и пригородом, где есть церковь, гостиница, местный клуб, библиотека и магазины, включая аптеку и связанной с ближайшим городом автобусным сообщением. В "Mayham Parva" живут обеспеченные люди, адвокаты, стоматологи, священники или отставные военные. Остальные (продавцы, механики и т.п.) принадлежат к рабочему классу с устоявшимися привычками и образом мыслей. Описание того, как члены этого маленького замкнутого общества по разному реагируют на убийство и представляет собой занимательную головоломку. А к сюжету можно применить основной принцип Пуаро - "I have a bourgeois attitude to murder. I dissapprove it". P. S. Корявый перевод - "я не одобряю убийство". Не берусь переводить ... Получается либо коряво, либо с потерей смысла. Перевод тех же "setting" или "mystery" вызывает у меня большие сложности :(.
|
|
|
ehwaz
|
| |
Сообщение: 859
Настроение: уже лучше
Зарегистрирован: 26.10.06
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
2
|
|
Отправлено: 25.02.08 19:52. Заголовок: А пишет: "I ha..
А пишет: цитата: | "I have a bourgeois attitude to murder. I dissapprove it". |
| Так вот это и проблема! По крайней мере для меня (и насколько я понимаю, это было проблемой для самой А.Кристи): я лично не могу придумать никакого обоснования. почему убийство - это плохо. Ведь все люди смертны. По закону, убивать - монополия государства. Убийцу казнят за то, что он нарушил эту монополию. а ведь часто он вызывает куда большую симпатию, чем его жертва.
|
|
|
А
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 149
Зарегистрирован: 26.05.07
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 25.02.08 20:12. Заголовок: У Кристи ? Для меня ..
У Кристи ? Для меня всего один раз, и то, это больше впечатление от фильма, чем от книги.
|
|
|
Olya
|
| |
Сообщение: 14
Зарегистрирован: 03.05.07
Откуда: Moscow
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 25.02.08 20:19. Заголовок: Есть такой термин - ..
Есть такой термин - "Mayham Parva" Спасибо! Я встречала у Джеймс в дневниках, но она там не поясняет, что к чему:) Перевод тех же "setting" или "mystery" вызывает у меня большие сложности :(. Сеттинг никто и не переводит, все так и используют:) Одного слова в русском языке нет, по моему:)
|
|
|
|
доктор Фелл
|
| |
Сообщение: 3151
Настроение: Всегда отличное
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Израиль
Репутация:
3
|
|
Отправлено: 25.02.08 20:22. Заголовок: Але. Чего тут происх..
Але. Чего тут происходит. Может тогда поменять весь интерфейс на английский. А если разозлюсь, то и на иврит переведу.
|
|
|
|
Отправлено: 27.02.08 00:06. Заголовок: Тогда такой вариант:..
Тогда такой вариант: было бы не плохо, если бы англочитающие форумчане перевели основные термины из детективной публицистики не одним словом, а небольшой статьей, как в толковом словаре.
|
|
|
А
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 154
Зарегистрирован: 26.05.07
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 01.03.08 19:30. Заголовок: Детектив часто назыв..
Детектив часто называют whodunit. Этот неологизм (от "Who done it?", что-то вроде «Так кто убил-то? …», еще до войны, первым использовал журналист Вольф Кауффман из Variety. Однако это почти сразу оспорили Роже Кайуа в Le Roman Policier (1941) и Жак Барзен в Not’ Whodunit? But’ How? (1944). В процессе расследования возникают вопросы (извините, доктор Фелл, что не перевожу): who?, when?, where?, how?, why?. По их мнению, ключевым является ответ на «как?», а главной задачей автора является «объяснение невозможного». Тем не менее, с ними оказались согласными далеко не все, а Джулиан Саймонс в The Detective Story in Britain (1962) утверждал, что детектив задает вопросы «кто?», «почему?» и «когда?», а триллер – «как?». Впрочем, он считал, что детектив и триллер это разные жанры. На эту же тему высказался и М. Коннелли в «Черном эхе»: «Никогда не узнать ответа на все эти «почему?». На самом деле тут важны только «Как?» и «Кто?». P. S. Агата Кристи успешно искала ответы на все эти вопросы (к примеру): -в «whomdunit» главным является ответ на вопрос «кого убили?» («В 16.50 из Паддингтона»); -в «whendunit» - «когда убили?» («Убийство на Рождество»); -в «wheredunit» - «где убили?» («Спящее убийство»); -в «howdunit» - «как убили?» («Карты на стол»); -в «whydunit» - «почему убили?» («Убийства по алфавиту»).
|
|
|
А
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 160
Зарегистрирован: 26.05.07
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 15.03.08 22:42. Заголовок: В статье H. Douglas ..
В статье Masters of Mystery H. Douglas Thomson, из хейкрафтовского сборника, есть пара строк, представляющая интерес для вашего сайта, в основном касающаяся Де Куинси. Тот в известном эссе полагал, что убийство является exit in mysterium, требуя от него определенного артистизма. Он полагал, что оценивая артистизм убийства, необходимо руководствовать следующими «принципами»: 1)выбор жертвы; 2)выбор места; 3)выбор времени. Во первых, по мнению автора, жертва не должна сама быть преступником, так как это снижает пафос убийства. Во-вторых, он считает, что убийство в детективном произведении должно происходить неожиданно, и место должно быть таким же неожиданным, отмечая при этом популярность у писателей полей для гольфа. В третьих, сам Де Куинси мало говорит о времени, только лишь night and privacy, а Дуглас Томпсон относит к этой категории способы, мотивы и другие сопровождающие обстоятельства. В свое время Дороти Сейерс составила список заманчивых способов: отравленная зубная паста, убийства электрическим током посредством телефона, уколы с помощью духового оружия и т. п. Ван Дайн же составил список мотивов для убийства: 1) убийства ради выгоды, 2) убийства из ревности, 3) убийства из мести, 4) убийства ради амбиций, 5) убийства из-за ненормальных сексуальных наклонностей.
|
|
|
А
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 161
Зарегистрирован: 26.05.07
Репутация:
1
|
|
Отправлено: 16.03.08 20:06. Заголовок: В сборнике Unpopular..
В сборнике Unpopular Opinionы (1947) нашел эссе Дороти Ли Сейерс Holmes’ College Career, посвященную образованию Холмса. Источниками служит пара-тройка абзацев из «Глории Скотт» и «Обряде дома Месгрейвов». «[Виктор Тревор] … был моим единственным другом в течение двух лет, которые я провел в колледже. … Подружились то мы случайно, по милости его терьера, который однажды утром вцепился мне в лодыжку, когда я шел в церковь» («Глории Скотт»). В оригинале, правда, не терьер – бульдог. Когда я впервые приехал в Лондон, я поселился на Монтегю стрит ... [и] время от времени ко мне обращались за советом — преимущественно по рекомендации бывших товарищей студентов, потому что в последние годы моего пребывания в университете там немало говорили обо мне и моем методе. Реджинальд Месгрейв учился в одном колледже со мной, и мы были с ним в более или менее дружеских отношениях. … Это … был отпрыск одного из древнейших родов королевства … Мы не виделись года четыре, и вот однажды утром он явился ко мне на Монтегю стрит» («Обряде дома Месгрейвов»). Где он учился, в Оксфорде или Кембридже? Но с помощью бульдога отцу Ноксу удалось решить эту проблему. Дело в том, что в Оксфорде студенты первых двух лет живут в колледже, и не могут иметь домашних животных. В городе же могут жить только студенты последнего (третьего) года обучения. В Кембридже же все по-разному. Значит – Кембридж. Я правда еще вариант встречал, связанный с употреблением слов "корт" и "ярд" в тексте, и в оригинале по-Кембриджски - yard. Мои заметки оказалтись слишком скудными и сейчас я вижу несоответствие со словами Сейерс. Сейерс считала, что Холмс родился в небогатой семье и, следовательно, учился в небольшом и недорогом колледже. Но в имеющемся на руках варианте «Обряда дома Месгрейвов» прямо говорится о том, что они учились в одном колледже. А Месгрейв-то – выходец из знатной и богатой семьи. Непонятно … В те времена экзамены в Кембридже (Tripos) проводилист по следующим дисциплинам: - Moral Sciensis (это что – гуманитарные науки?); - Natural Sciensis (естественные науки); - Law and History (юриспруденция и история); - Theology (теология); - Mathematics (математика); - Classics (а это что – классическая литература?). С учетом наклонностей Холмса Сейерс полагает, что выбирать надо из Law and History и Natural Sciensis. Экзаменты по Law and History включали в себя письменные работы по римскому праву, криминальному праву, международному праву, legal «problems», хозяйственному праву, двум работам по истории Англии и одной - Европы. Экзамены же по Natural Sciensis включали химию, минералогию и кристаллографию, геологию и палеонтологию, ботанику, включая физиологию растений, сравнительную анатомию. Большинство исследователей полагают, что события, описанные в «Обряде дома Месгрейвов» произошли в 1878 г. Т. е. ШХ и Месгрейв учились в Кембридже не позднее 1874 г. С учетом того, что в университет поступали с 18-ти лет, учились 3 года, а в «Его последнем поклоне», где речь идет о событиях 1914 г. «в комнату вошел человек лет шестидесяти», то дату рождения Холмса можно отнести к 1853 г. Вроде бы все получается … Однако при более внимательном изучении возможных дат поступлений и окочаний, дительности триместров (Lent. Easter и Michaelmas) оба рассказа немного противоречат друг другу. Т. о. пребывание Холмса в университете можно отнести с натягом к октябрю 1871 г. - декабрю 1874 г. Сохранились данные, что в начале 1870-х гг. в колледже Sydney Sussex учился некий T. S. Holmes, отличившийся в Natural Sciensis. Но это безусловно ошибка - это, ессно, наш ШХ. Так что Сейерс отдала предпочтение естественным наукам … Т.е. ШХ родился в 1853 г. и обучался естественным наукам в 1871-74 гг. в Sydney Sussex колледже.
|
|
|
доктор Фелл
|
| |
Сообщение: 3263
Настроение: Всегда отличное
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Израиль
Репутация:
3
|
|
Отправлено: 16.03.08 20:59. Заголовок: А Честное слово. Вы ..
А Честное слово. Вы можете спокойно делать сайт о истории детектива. Может найдете что то и для моего сайта. О невозможном преступлении. Что то типа: теория жанра. Все честно. Под вашим именем установил бы на сайте.
|
|
|
А
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 221
Зарегистрирован: 26.05.07
Репутация:
3
|
|
Отправлено: 09.08.08 21:37. Заголовок: Ниже я попытаюсь «вы..
Ниже я попытаюсь «выразить» собственное впечатление о детективе. Читаю я, вообщем-то немного, но все же стараюсь быть «в теме» … Имхо, современный детектив (за последние 10-15 лет) можно разделить на (авторов, которых не читал, пишу на английском): - Юридический детектив (Д. Гришем, S. Turow). Направление, распространенное в Америке, по-видимому от англо-саксонской убежденности, что суд разделит правых и виноватых. Но адвокату в роли ГГ уже почти 100 лет и, похоже, так будет всегда. Иногда получается довольно удачно. -«Частнодетективский» детектив (М. Коннелли, Дж. Ли Бёрк, Х. Кобен). Продожение и развитие традиционного американского детектива Хэммета и Чандлера. У ГГ за плечами служба в полиции, конфликты с руководством, увлечение алкоголем, неспособность построить длительные отношения с женщинами (у В. И. Варшавски - мужчинами) и т.п. И не важно, работает ли еще ГГ в полиции, тот же Гарри Босх ведет себя как классический одиночка. (Под)направление - «скандинавский» детектив (К. Фоссум, Х. Манкелль, Дж. Блант). Все тоже самое, но медленно … и больше рефлексии :). Скандинавская школа очень сильна со времен П. Валё - М. Шёвалль, а сейчас довольно активно издается «Иностранкой». -Жесткий феминистский детектив (П. Корнуэлл, К. Райх, К.Слотер, В. Макдермид, в меньшей степени Т. Герритсен). Много натуралистических описаний и размышлений о тяжелом положении женщины в этом «мужском» мире. Быть может это как-то связано с деятельностью объединения Sister-in-Crime, не знаю … , хотя так же С. Парецки пишет вполне традиционно. -Маньячные триллеры (П. Корнуэлл, Т. Герритсен, В. Макдермид, Ф. Варгас, Ж.-К. Гранжье). Писать подобные вещи довольно-таки сложно. Выходов два: либо выстроить ситуацию так, чтобы маньяк сам пришел к ГГ, либо «нарисовать» очень точный психологический профайл (впрочем это плохо удается даже, имхо ессно, лучшим - паре Хилл-Джордан). Частенько расследование ведет, как «обладатель» бОльшего числа улик, судмедэксперт. Бывает, что маньяк сам выстраивает встречу с преследующим его ГГ. -Психологический детектив (Р. Ренделл, М. Уолтерс, L. Wilson). Детективы не серийные, что позволяет автору выстраивать интересный сюжет. Удачное направление с большим будущим. Жесткий, но это совсем иная жесткость, чем в феменистском детективе. Как правило, ГГ к полиции отношения не имеет, а семейные тайны не менее привлекательны (и не менее опасны), чем прямая уголовщина. К ним, имхо ессно, примыкают и такие достойные вещи как «Безмолвный Джо» Т. Джефферсона Паркера и «Мишн-флэтс» У. Лэндея. А для меня «скелет в шкафу» куда интереснее ограбления банка. -Экзотический и/или исторический детектив (Ф. Морган, C.J. Sansom, R. N. Morris). Странное направление. Самый известный автор вообще – Эллис Питерс, лучшее произведение – «Дочь времени» Дж. Тей. «Перст указающий» очень неплох, но очень многословен. По мне, так сказывается желание автора привлечь читателя новизной: Петербург второй половины XIX века, Нью-Йорк времен Никербокеров, Япония времен Сегуната и т.п. Но экзотика и новизна на уровне путеводитеелй. Хотя отнести сюда «Афинские убийства» я не могу … -Арт-детективы (Дж. Кейз, Й. Пирс, Д.Хьюсон). Антиквар находит потерянную много веков назад рукопись или математик по-новому читает религиозный текст. Но среди этого бреда есть и «Клуб Дюма». Хотя я где-то читал или слышал, что подобные произведения напоминают Л. Буссенара: ГГ бежит по Африке, спотыкается о корень баобаба и далее следует глва о баобабе … Мы узнаем много нового о том, что нас и не интересовало: о тамплиерах, о египетских фараонах, апокрифах, картинах Караваджо и т. п. Почти нет полицейского детектива, шпионского ... "классического". Мало пишут и "кози"-детективов. Наверное мир уже не тот,что пару тройку десятилетий назад ... Что я пропустил?
|
|
|
|
Отправлено: 10.08.08 23:53. Заголовок: А кто из современных..
А кто из современных авторов пишет в "классическом" стиле? А то я и тех кого "почти нет" не знаю. Хотя зачем я спрашиваю, все равно их у нас не издают.
|
|
|
А
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 231
Зарегистрирован: 26.05.07
Репутация:
3
|
|
Отправлено: 16.08.08 19:16. Заголовок: Цитата из «Тайны еги..
Цитата из «Тайны египетской гробницы» (1924): «Наиболее падкие на сенсацию газеты … стали с жаром вспоминать о злополучной мумии из Британского музея». Моя, увы, не первая реакция, что Кристи т. о. намекает на (тогда еще не) старый черно-белый фильм «Мумия». Однако фильм с Борисом Карлоффом был снят в 1932 г., а сам рассказ написан раньше. Наверное, все же это намек на пьесу Уильяма Бернарда от 1833 г. Хотя ощущение странное, раз мумия, то должна быть готика, а влияния готики я не почувствовал. Из «Исчезновения мистера Дэвингейма»(1924): «Исчезновения делятся на три категории. Во-первых, исчезновение по собственному желанию … Во-вторых, случаи симуляции «потери памяти» … , иногда … [без] притворства. В третьих, убийства и более или менее удачное сокрытие трупа.» Какое пространство для маневра предоставляет потеря памяти для автора! Но в рассказе есть еще фраза: «Любая женщина наверняка узнает своего мужа, даже если все остальные люди на земле ошибутся». Но уже в «Убийстве в Месопотамии» (1936) она пересмотрела свою позицию … Хотя работа Пуаро производит сейчас довольно «жалкое» впечатление. Во многих рассказах, к примеру «Тайне охотничьей сторожке» или «Родосском треугольнике», виновным оказывает тот, кто получает от преступления наибольшую выгоду. И все без материальных улик, а лишь на уровне рассуждений … Ну что поделаешь – требование жанра.
|
|
|
Ответов - 74
, стр:
1
2
3
4
All
[только новые]
|
|